ПОЧЕМУ Я ПРОТИВ ЗУМОМАНИИ?
04.04.2020
Мне на почту и в комментариях к соответствующей статье приходят десятки вопросов о сервисе ZOOM. Одни из наиболее востребованных вебинаров и видеороликов сейчас в Интернете — как организовать с его помощью видеоконференцию и как её провести. Я категорически против такой ZOOMомании. И вот по каким причинам.
Знаю, что данное приложение выбирают не только сами педагоги, но оно рекомендуется и даже назначается образовательными чиновниками на местах без учёта технических возможностей региона и уровня технологической грамотности учителя. Почему-то именно это приложение воспринимается как панацея.
Но есть много причин, которые указывают на губительность такого подхода.
КОМПЕТЕНЦИИ
К организации видеоконференции нельзя приступать, если вы недостаточно владеете инструментом. Уже есть свидетельства, в том числе и описанные в Дидакторе, о неприятных сюрпризах, которые могут ожидать учителя, если он не умеет оперативно включать и отключать видео и звук, демонстрацию экрана, обеспечивать совместную работу учащихся.
ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Без сомнения, во время трансляции вероятны сбои в связи с перегрузкой сетей, отсутствием равных технических возможностей учащихся и самого учителя. Особенно в условиях тотального использования ZOOM. У учителей возникает всё больше и больше специфических вопросов по использованию сервиса, на которые иногда не готовы ответить и специалисты.
Но, на мой взгляд, гораздо важнее следующие причины.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ОБОСНОВАННОСТЬ
Организация обучения в режиме онлайн — лишь часть «удалёнки», причём не основная. Эффективного дистанционного обучения не может состояться без опосредованных форм, когда ученик работает самостоятельно с образовательным контентом, выполняет поставленные учителем учебные задачи с присущими для него индивидуальными способностями.
В условиях видеоконференции, как правило, ученики превращаются в пассивных участников своеобразного шоу. Даже если учитель пытается организовать обратную связь, то она мало эффективна из-за разницы в темпах усвоения учебного материала, технических условий на каждом рабочем месте ученика.
Видеоконференция, в том числе организованная с помощью ZOOM, должна выполнять, прежде всего, роль вводной инструкции перед началом изучения новой темы или небольших комментариев, подведения итогов после окончания работы.
Мы забываем о других инструментах работы в режиме онлайн, где ученики не просто сидят перед мониторами, а работают. Есть целый ряд сервисов, где учитель обладает инструментами мониторинга, обратной связи, организации сотрудничества и обмена мнениями. И Дидактор не раз писал и пишет о них.
ОПОСРЕДОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ
И всё же основная учебная деятельность должна осуществляться в условиях опосредованного дистанционного обучения. Мы не должны забывать о возрастных особенностях учащихся. Не стоит уповать на утверждённые и спущенные сверху дистанционные платформы обучения. Монотонность убивает познавательный интерес учащихся. Поэтому необходимо обеспечить разнообразие форм дистанционного обучения:
♦ работа учащихся на образовательных платформах
♦ работа с образовательными ресурсами, представленными учителем
♦ дидактические игры и квесты
♦ проектно-исследовательская деятельность
♦ работа с интерактивными тренажёрами и тестами, демонстрирующими уровень понимания учащимся пройденного.
Организация эффективного дистанционного обучения невозможна без ответственного отношения всех заинтересованных участников: учителей, учеников и родителей.
Иначе после возвращения к работе в обычном режиме мы получим то, что представлено в этом остроумном видеоролике.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 04.04.2020
Дата обновления: 28.04.2022
Дата публикации: 04.04.2020